Оглавление:
- Повреждения силовых трансформаторов: основные виды
- Прочие виды повреждений
- Что такое дефектировка
- Последовательность разборки трансформатора для ремонта
- Ремонт: организация и технология проведения
- Ремонт обмоток
- Ремонт магнитопровода
- Ремонт вводов
- Ремонт бака
- Ремонт расширителя
- Ремонт крышки
- Ремонт маслоуказателя
- Ремонт переключателей
- Ремонт армировочных швов
- Очистка термосифонного фильтра
- Сборка силовых трансформаторов после ремонта
- Тестирование трансформаторов после ремонта
Повреждения силовых трансформаторов: основные виды
Большая часть неисправностей трансформаторов часто связана с проблемами в магнитной системе или обмотке. Две эти группы можно разделить еще на множество подгрупп.
К типичным неисправностям магнитопровода можно отнести следующее.
- Неисправность межлистовой изоляции. Чаще всего проблема заключается в ненадлежащем состоянии масла, это можно заметить по увеличению потерь холостого хода, а также по понижению кислотности. Часто причинами неисправностей может стать состарившаяся бумажная изоляция, а также прочие местные дефекты. Определить подобные проблемы можно в ходе испытаний или внешнего осмотра.
- Пожар в стали. Эта неисправность проявляется в процессе понижения температуры, появляется неприятны резкий запах. Также стоит уделить внимание маслу. При подобном дефекте оно становится темного цвета. Причин у подобной поломки достаточно много: повреждение изоляции, соприкосновение металлических частей контура одновременно в нескольких точках. Подобный дефект связан с повреждением межлистовой изоляции, это приводит к замыканию листов и образованию указанной проблемы. Также причиной может стать короткозамкнутый контур, образованный из-за неверного заземления.
- Местное замыкание листов стали. Дефект очень схож с предыдущим, отличается только охват повреждений. Признаками дефекта является появление в реле газа темного цвета при разложении и перегреве масла. Причинами подобного часто становятся излишки металла, которые замыкают листы. Определить подобное можно при помощи внешнего осмотра при условии изъятия активной части.
- Дребезжание и гудение. Такое может наблюдаться при проблемах с прессовкой магнитопровода. Причиной дребезжания часто становятся колебания стальных листов или болтающиеся детали. Причиной гудения часто становится повышенное напряжение. Для обнаружения подобных проблем потребуется осуществить внешний осмотр, а также проверить величины напряжения и прессующие детали.
- Гудение стыкового магнитопровода. Причинами могут быть пробои в прокладках, а также ослабления прессовки. Необходимо регулярно контролировать состояние прокладок и наблюдать за стыками.
- Серьезные потери холостого хода (трехфазный трансформатор). Часто подобное можно наблюдать в ходе испытаний после окончания ремонтных работ. Часто проблема заключается в не вывернутой обмотке средней фазы. Обнаружить и устранить проблему можно проверкой запайки схемы.
- Обрыв заземления. Когда напряжение превышает норму, проявляются характерные потрескивания. Определяется путем осмотра и проверки заземления.
Прочие виды
Повреждения обмотки можно разделить на две категории.
- Замыкание витков. Наблюдается бело-серый газ, бульканье масла, повышенное нагревание, изменение сопротивления, а также увеличение первичного тока. При масштабном дефекте может срабатывать защитная система. Причиной часто бывает повреждения разного рода или полное разрушение изоляции, что может произойти в результате резких температурных перепадов или высоких нагрузках.
- Обрыв в обмотках. Проблема проявляется на самих обмотках. Разрыв дуги вызывает работу газовой защиты. Причиной подобного часто служит плохая внутренняя пайка, а также повышенные нагрузки. Для выявления подобных проблем потребуется использовать мегомметр и амперметр.
Что такое дефектировка
Дефектировкой называют процедуру диагностики, которая позволяет изучить и выявить различные скрытые повреждения. Подобную процедуру выполняют квалифицированные специалисты с применением специализированных средств и методов. Дефектовка позволяет выявить практически любые повреждения, определить части, которые требуется заменить, а также проверить работу механических систем.
Последовательность разборки трансформатора для ремонта
Работы должны осуществляться в строгой последовательности, она определяется исходя из степени повреждения, объема робот, а также сетевого графика.
Как правило, ремонтный план включает следующее:
- подготовительные работы;
- внешний осмотр, дефектация, а также испытания (если требуется);
- перемещение трансформатора на специальную площадку;
- частичная или полная разборка (чаще всего последовательность представлена следующими этапами: отключение, отключение кабелей, шин, системы охлаждения, вскрытие конструкции);
- удаление масла;
- нагрев устройства;
- работы и испытания ключевых элементов активной части, крышек и шин;
- сборка конструкции;
- добавление масла;
- перемещение трансформатора обратно.
Ремонт: организация и технология проведения
Перед выполнением ремонтных работ, производится внешний осмотр устройств, это позволяет определить исправность многих приборов и устройств, например, мановакууметра, кроме того, осмотр позволяет оценить общее состояние корпуса. Проверяется факт наличия масла в вводах. Также проводится осмотр ошиновка кабелей и система охлаждения. Ремонт может иметь две степени сложности.
- Текущий. Изучается состояние корпуса и основных элементов. Пополняется запас масла, выполняется проверка газовой защиты и предохранителей.
- Капитальный. Выполняется вскрытие трансформатора. Проводится поднятие сердечника, извлечение обмоток, переключателей и прочих ключевых частей. Капитальный ремонт подразумевает очистку кожуха, а также корректировку очистительных устройств. Проводится замена масла, а также проверка всех приборов. Выполняется сушка и проверка изоляции.
Если клиент обладает необходимой технической документацией, то процесс дефектации будет упрощен до простого осмотра, после чего проводится консультация и определение условий реставрации. При отсутствии документации проводится полный осмотр устройства и разного рода испытания.
Ремонт обмоток
Замена обмоток проводится в тех случаях, когда при сильном нажатии пальцем на изоляцию она начинает разрушаться. Бывают ситуации, когда обмотка меняется только частично, такое возможно при аварийных дефектах, например, выгорание проводов. Ремонт проводится путем снятия изоляции, обработки, а также переизолирования. Изоляция чаще всего удаляется механическим путем или обжигом.
Ремонт магнитопровода
После ремонта обмоток можно приступать к определению неисправностей магнитопровода. Процесс начинается с очистки ярма и стержней. Далее необходимо определить прочность изоляции пластин. при монтаже магнитной системы, как правило, проводится персизолировка пластин, для этого с них убирается старая изоляция, что можно сделать механическим или химическим способом.
Ремонт вводов
Такой ремонт осуществляется при серьезных повреждениях армированных швов. Изначально проводится проводится чистка и заливка специализированным составом (включает в себя цемент) поврежденные участки. При очень сильных разрушениях проводится переармирование шва. Для этого удаляется старая замазка, предварительно она разрушается специальным приспособлением.
Процесс переармирования проводится в соответствии со строгим порядком, очищается изолятор, убирается замазка, далее проводится установка ввода в специализированное приспособление, где будет проводится добавление смеси на цементной основе. Далее проводится обработка герметиком, после чего ввод испытывается, для чего применяется гидравлический насос ручного типа.
Ремонт бака
Именно бак считается одной из ключевых составляющих трансформатора, состояние которого требует особого контроля. Для проведения ремонтных работ требуется осуществить полный слив масла. После этого снимается крышка и вынимается активная часть. Далее бак полностью очищается. После завершения ремонта проводится сборка и проверка.
Ремонт расширителя
Процесс начинается с наружной очистки. Далее устройство очищается изнутри, а также покрывается нитроэмалью. Далее проводится ремонт скобы, ее просто приваривают к корпусу. масломерное стекло ремонтируется путем замены пробки и дальнейшего восстановления.
Ремонт крышки
Дефекты крышки наблюдаются редко. Выполняется проверка швов, целостность резьбы и контроль масла. Поврежденные участки удаляются при помощи специального зубила и на их место устанавливаются новые.
Ремонт маслоуказателя
Для осуществления таких работ придется задействовать электромонтеров, насос, специальный инструмент и автовышку. Изначально проводится осмотр и определяется причина неисправности. Далее прибор демонтируется, предварительно сливается масло. После окончания ремонта промываются детали и меняются прокладки.
Ремонт переключателей
Чаще всего происходит сплавление поверхностей контактов, тогда требуется замена переключателей. Для выявления прочих дефектов проводится более детальное тестирование. Если переключатель просто испачкан маслом, то его чистят при помощи салфетки и ацетона.
Ремонт армировочных швов
Из-за сильного давления швы часто разламываются или трескаются. Для устранения проблемы проводится герметизация шва, для этого разбирается трансформатор и удаляется масло. Далее выполняется сборка и проверка.
Очистка термосифонного фильтра
Внешние и внутренние поверхности проходят очистку и промывку сухим маслом, после чего заполняется гелем. Если заметно ухудшаются свойства трансформатора масла, то фильтр следует заменить.
Сборка силовых трансформаторов после ремонта
Процесс сборки также является ответственной задачей, для которой требуется подготовка и наличие опыта.
Этапы сборки:
- предварительная проверка всех деталей;
- установка бака, перед установкой в бак определяется активная часть;
- подпрессовка изоляции и протяжка резьбовых соединений;
- промежуточные испытания напряжением;
- присоединение к активной части крышки;
- заливка активной части маслом;
- монтаж расширителя и наружных узлов, доливка масла.
Тестирование трансформаторов после ремонта
Для проверки качества работ и подтверждения отсутствия дефектов проводится тщательное тестирование трансформатора. Обязательно проводится проверка изоляции на каждой из обмоток поочередно. Для этого проводится постепенное поднятие напряжения и фиксация показателей специализированными приборами. Если не будет наблюдаться полный разряд за время проверок, то тестирование считается успешным. Чаще всего на этом этапе можно обнаружить замыкания между и витками слоями обмотки.